Железнодорожный, город, в Московской области, областного подчинения, в 21 километре к востоку от Москвы.

Расположен в подмосковной Мещёре. Железнодорожная станция на линии Москва - Владимир.

Город Железнодорожный образован в 1952 году из рабочих посёлков Обираловка (с 1939 года Железнодорожный), Кучино (частично с 1960 года; полностью с 1963 года), Саввино, а также деревень Темниково и Сергеевка (с 1960 года). Посёлок Кучино на реке Пехорка впервые упоминается в письменных источниках за 1573-1574 годы как пустошь. Во 2-й половине XVII века в Кучино были начаты разработки глины, в начале XIX века братья Даниловы организовали здесь производство красного кирпича. В 1862 годах была открыта Московско-Нижегородская железная дорога и здесь возникла железнодорожная станция Обираловка, с 1877 года пристанционный посёлок Обираловка. В конце 60-х годов XIX века московский купец Д.И. Милованов приобрёл в Кучино кустарное кирпичное производство и построил кирпичный завод, который в 1875 году дал первую продукцию; вскоре появились кирпичные заводы купцов Куприянова и Голядкина. В 1896 году по инициативе фабриканта Викулы Морозова (внука С.В. Морозова) была построена фабрика - «Саввинская мануфактура», вокруг которой образовался посёлок Саввино. В посёлке Кучино на средства миллионера Д.П. Рябушинского в 1904 году был создан первый в Европе и второй в мире аэродинамический институт, где научную работу возглавлял профессор Московского университета Н.Е. Жуковский - основоположник современной аэродинамики. Аэродинамический институт положил начало развитию посёлка Кучино как центра геофизической науки и сделал его известным в научном мире не только в России, но и за рубежом. В 1939 году посёлок Обираловка получил статус посёлка городского типа и переименована в посёлок Железнодорожный. В 1946 году открыт научно-исследовательский институт строительной керамики с опытным заводом (производство керамических блоков); в 1952 году деревообрабатывающий завод. В 1947 году в посёлке Саввино рядом с фабрикой была открыта мастерская по реставрации деталей фабричных машин, преобразованная в 1956 году в электромеханический завод; в это же время вошёл в строй завод по производству изделий из минеральной ваты и другие предприятия.

В современном городе Железнодорожный ведущее место в экономике занимает строительная индустрия, представленная Кучинским комбинатом керамических и облицовочных материалов, асботермокомбинатом, а также деревообрабатывающим комбинатом. Действуют хлопкопрядильная фабрика, предприятия железнодорожного транспорта и другие предприятия. Работает Краеведческий народный музей.

В конце 1980 - начале 1990-х годов построено новое здание железнодорожного вокзала, современными многоэтажными домами застроены привокзальная площадь, южная часть Железнодорожного, в том числе микрорайоны в Кучино, на территории бывшего посёлка Саввино и другие районы.

Сохранилась Преображенская церковь (2-я половина XIX века).

Население: 19 000 (1959), 57 000 (1970), 76 000 (1979), 99 300 (1992).