Вязники, город во Владимирской области, областного подчинения, районный центр, в 113 километрах к востоку от Владимира. Расположен во Владимирском ополье, на правом берегу реки Клязьма, в 8 километрах от одноимённой железнодорожной станции на линии Москва - Нижний Новгород, на автомагистрали Москва - Нижний Новгород - Казань. Речной порт.

Предположительно, с XII века близ современного города Вязники существовала пограничная крепость Ростово-Суздальского княжества Ярополч (название по имени сына Владимира Мономаха Ярополка II); уничтожена монголо-татарами в 1238 году (сохранились остатки земляных валов - «Пирово городище»). Село Вязники (по одной версии, названо по местоположению под горой «на вязах», то есть на вязком месте; по другой версии - по большому числу вязов, произраставших на территории села), по-видимому, возникло в конце XVI века (впервые упоминается в письменных источниках под 1608 год). В 1613 году Вязники становятся ремесленноторговой слободой - владением князя Ф.И. Мстиславского, а вскоре после его смерти переходят во владение дворцового приказа. С 1622 года Вязниковская слобода - место поломничества к чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери. В 1-й половине XVII века в Вязниках зарождается искусство иконописи. Местных иконописцев приглашают в Москву для росписи соборов Кремля (художник Волк с сыновьями). Значительным толчком к росту слободы послужил приезд в Вязники на поклон чудотворной иконе царя Михаила Фёдоровича Романова в 1640 году. В Вязниковской слободе развиваются торговля, иконопись, резьба по дереву, возделывание и переработка (прядение и ткачество) льна. Широкое развитие получили огородничество и садоводство (в том числе выведен знаменитый вязниковский, впоследствии владимирский, сорт вишни). В 1676 году по указу царя Алексея Михайловича рядом с Вязниковской слободой, на Мининой горе, был построен город Ярополч с дубовыми стенами и каменными башнями по углам (находился в 6-7 километрах вверх по течению Клязьмы от месторасположения одноимённой древней крепости). Пожар 1703 года уничтожил Ярополч, и в начале XVIII века экономическим центром округи вновь становится Вязниковская слобода. С 1778 Вязники - уездный город Владимирского наместничества (с 1796 года Владимирской губернии), с начала XIX века - один из центров льняной промышленности России. В XIX веке искусство иконописи перемещается из Вязников в близлежащие сёла (Мстёра, Палех, Холуй), а в городе растёт мануфактурное и фабричное производство. В конце XIX века в Вязниках насчитывалось 3 полотняно-ткацких фабрики (известных в России фабрикантов В.А. Демидова, В.В. Елизарова, С.И. Сенькова), бумажно-обёрточная фабрика, винокуренный завод. На предприятиях города работало до 3 000 человек. В Вязниках было 8 церквей, в том числе собор Казанской Богородицы (1670 год, не сохранился); Благовещенский мужской монастырь.

В Вязниках неоднократно бывал Н.А. Некрасов (здесь им написаны стихотворения «Зелёный шум», «Несжатая полоса» и другие произведения). Уроженцем Вязниковского уезда был художник П.Д. Корин. Вязники - родина поэта-песенника А.И. Фатьянова, лётчика-космонавта В.Н. Кубасова.

В современном городе Вязники действуют предприятия льняной промышленности (Вязниковский льнокомбинат, фабрика имени Парижской Коммуны, льнопрядильная фабрика); заводы - «Текмашдеталь», автотракторный, осветительной арматуры; предприятия пищевой промышленности. Действует Краеведческий музей с картинной галереей (полотна русских художников конца XIX - начала XX веков) - филиал Владимиро-Суздальского историко-архитектурного музея-заповедника. Проводятся ежегодные праздники поэзии.

По генеральному плану 1790 года в Вязниках сформировались прямоугольная сеть улиц с обширной базарной площадью в центре, застроенных каменными, деревянными и кирпичными домами. Среди них сохранились многие «образцовые» дома конца XVIII - начала XIX веков, деревянные дома XIX века с богатыми резными наличниками окон. В 1960-1980-х годах построены жилые районы с типовыми 5-этажными и другими домами. На Ярополчьей (Мининой) горе возвышается 5-главая Троицкая церковь (1756-1761) с трапезной и стройной колокольней. На берегу речки Выдерка, у подножия горы Венец, находится Благовещенская церковь (1682-1683) бывшего Благовещенского монастыря - 5-главая, на кубическом основании с подклетом, с сильно выдвинутыми 3 апсидами, с колокольней на северной стороне и галереей на западной, с изразцовым декором. В 30 километрах к северо-западу от Вязников, вверх по реке Клязьма, расположен посёлок городского типа Мстёра, в прошлом Богоявленская слобода (впервые упоминается в 1626 году). В центре - ансамбль Богоявленского монастыря с нарядной Богоявленской церковью (1687).

Мстёра - центр русского народного искусства миниатюрной живописи на лаковых изделиях из папье-маше (шкатулки, ларцы и другие изделия), возникшего на базе известного с XVII века иконописного промысла. В 1923 году здесь организована художественная артель «Древнерусская народная живопись», с 1931 года названа «Пролетарское искусство», с 1960 года фабрика. Для живописи Мстёры характерны бытовые, фольклорные, исторические, литературные сюжеты, тёплый и мягкий колорит, глубина пейзажных тонов. Развиты также вышивка (с середины XIX века - гладью с изящными и мелкими узорами, позже - «владимирским швом» с крупными узорами) и ювелирное дело. В Мстёре действует строчевышивальная фабрика (организована в 1960 году на базе артели, основана в 1923 году), завод сканно-филигранных изделий «Ювелир» (на базе артели «Металлоштамп», основан в 1925 году), фабрики «Детская игрушка», швейная, обувная, мебельная. Действует Художественный музей (изделия местных промыслов).

Население: 7 300 (1897), 17 000 (1926), 43 000 (1970), 45 600 (1979), 45 400 (1992).