Воронеж, город, центр Воронежской области. Расположен в центральной части Центрально-Чернозёмного района, на границе Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины, на юге зоны среднерусской лесостепи, по берегам реки Воронеж, в 12 километрах от её впадения в реку Дон.

Климат умеренно континентальный. Зима умеренно мягкая, с устойчивым снежным покровом; средняя температура января -10°С. Лето тёплое, средняя температура июля около 20°С; преобладает сухая, ясная, часто безветренная погода. Осень относительно тёплая, сухая. Осадков около 500 миллиметров в год. Крупный узел железнодорожных линий (Москва, Ростов-на-Дону, Киев) и автомобильных дорог (Москва - Ростов-на-Дону, дороги на Саратов, Курск, Белгород и другие направления). Имеется аэропорт.

Возник как деревянная крепость в 1586 году (в 1590 году сожжена). Пограничный Воронеж стал опорным пунктом Русского государства в борьбе с Крымским ханством и Ногайской Ордой. Выгодное географическое положение близ места слияния рек Воронеж и Дон способствовало превращению Воронежа в крупнейший торговый пункт на юго-востоке России и быстрому росту населения города (2 000 человек в начале XVII века, 10 000 к концу XVII века). В 1696 году в связи с подготовкой ко 2-му Азовскому походу по приказу Петра I в Воронеже начала строиться верфь, на которой создавался первый большой флот России - Азовская флотилия, в 1697-1698 годах сооружаются крепость и адмиралтейство. Судостроение повлекло за собой создание литейного завода, канатной, суконной фабрик и других предприятий. С основанием Петербурга и перенесением судостроения на Балтийское море Воронеж превратился в типичный губернский город. С 1711 года Воронеж - центр Азовской губернии, с 1725 года центр Воронежской губернии, с 1779 года главный город Воронежского наместничества, с 1824 года вновь центр Воронежской губернии. В XVIII-XIX веках Воронеж был центром чернозёмного сельскохозяйственного района. В городе развивались промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья (мельницы, салотопенные, маслодельные, мыловаренные, кожевенные заводы и другие предприятия), торговля (в том числе на экспорт) хлебом, скотом, салом, шерстью.

Развитие Воронежа ускорилось с постройкой железных дорог, связавших город с Москвой (1868) и Ростовом-на-Дону (1871). К середине XIX века Воронеж становится одним из значительных культурных провинциальных центров России. С участием столичных литераторов и видных русских учёных в Воронеже издаются литературные журналы, научная периодика (в области лингвистики и других наук), ведутся краеведческие работы. В 1918 году создан университет на базе эвакуированного в Воронеж Юрьевского университета из Эстонии (современный город Тарту). В 1919 году, в период Гражданской войны 1918-1922 годов, Воронеж становится стратегически важным участком, арена боёв между конными соединениями Донской и частями Добровольческой армий генерала А.И. Деникина и войсками конного корпуса С.М. Будённого и 8-й армии. С 1928 года Воронеж - центр Центрально-Чернозёмной области, с 1934 года Воронежской области. В 1920-1930-х годах в городе расширяются действующие и строятся новые промышленные предприятия, главным образом машиностроительные и химические (производство кузнечно-прессового оборудования, авиационной техники, синтетического каучука и другие предприятия).

В ходе Великой Отечественной войны основная (правобережная) часть Воронежа в июле 1942 года почти вся была оккупирована немецко-фашистскими войсками, в течение 6,5 месяцев линия фронта проходила главным образом по реке Воронеж. В результате непрерывных боёв город был сильно разрушен. 25 января 1943 года Воронеж полностью освобождён частями Советской Армии.

Воронеж - родина писателей И.А. Бунина, А.П. Платонова, поэтов А.В. Кольцова, И.С. Никитина. В воронежской гимназии учился русский теоретик и пропагандист марксизма Г.В. Плеханов. Здесь находился в ссылке О.Э. Мандельштам.

Современный Воронеж это - организационно-хозяйственный и индустриальный центр Центрально-Чернозёмного экономического района и один из крупных промышленных центров страны. Ведущая роль в промышленном производстве принадлежит различным отраслям машиностроения (заводы: кузнечно-прессового оборудования, тяжёлых механических прессов, экскаваторный, авиационный, станкостроительный, горно-обогатительного оборудования, «Воронежсельмаш», мостовой и другие предприятия; Производственное обединение «Энергия»). Одна из важнейших отраслей машиностроения - радиоэлектронная промышленность, на предприятиях Производственного объединения «Электроника», радиозаводе, заводе «Электросигнал» производятся цветные телевизоры, видеомагнитофоны, части электронно-вычислительных машин и другие комплектующие. Химическая промышленность представлена заводами - шинным, «Химпродукт», пластмасс. Развито производство фармацевтических препаратов, предприятия строительных материалов, лёгкой и пищевкусовой промышленности. Воронеж - значительный научный и культурный центр. Действуют государственный проектно-технологический институт кузнечно-прессового машиностроения, Физико-химический научно-исследовательский институт и другие объединения; филиалы и отделения ряда всероссийских научно-исследовательских и проектных организаций. Работают Государственный университет, Аграрный университет (основан в 1913 году), Международный университет компьютерных технологий. Работают институты: инженерно-строительный, лесотехнический, медицинский, педагогический, политехнический, технологический, институт искусств; филиалы Московского коммерческого университета, Московского областного института физической культуры; Всероссийских заочных институтов инженеров железнодорожного транспорта и финансово-экономического. Действуют театры: драматический имени А.В. Кольцова, оперы и балета, юного зрителя, кукол. Работают музеи: краеведческий, художественный имени И.Н. Крамского (уроженец города Острогожск Воронежской области); Дом-музей поэта И.С. Никитина.

Исторический центр Воронежа расположен на высоком правом берегу реки Воронеж, где сосредоточена большая часть вузов, учреждений культуры, памятников города. На левобережье, за широкой поймой, затопленной водами Воронежского водохранилища, находятся промышленные районы города. Воронеж развивается как вдоль реки Воронеж, по обоим её берегам, так и в широтном направлении, в сторону Дона. Вокруг Воронежа формируется городская агломерация. В её составе - город Семилуки и город Нововоронеж на реке Дон, рабочий посёлок Рамонь - к северу от Воронежа, где расположены крупный сахарный завод и Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений.

На территории Воронежа издавна существовали древние поселения (2-я половина VI-III века до н.э.), от которых в левобережной части города, недалеко от Нового моста, сохранился 41 курган (так называемые Частые курганы; могильники с богатым археологическим материалом, в том числе с предметами скифской культуры). В XVII - 1-й половине XVIII веков Воронеж развивался с юга на север вдоль реки, на обрывистом выступе которого (высотой 60 метров) находилась крепость (с XVIII века - Митрофаньевский монастырь, с 1960-х годов - учебные корпуса Воронежского университета). По генеральному плану 1774 года Воронеж получил перспективное направление развития на северо-запад, в нагорную часть, по «трезубцу» старых дорог (средняя дорога на Москву стала основным торговым районом города) и пересекавшей их магистрали, на которую переместился административный центр Воронежа. На скрещении двух основных градообразующих осей, на месте старой торговой площади, в 1930-е годы заложен центр современной радиально-кольцевой структуры Воронежа, административное ядро города.

Возведение дамбы (1786) способствовало расширению строительства в левобережных «слободах» (новый этап развития левобережья - с 1930 года). В центральной части Воронежа преобладающей является застройка 1930-1950-х годов, в которой сохранились единичные памятники архитектуры XVIII-XIX веков. По генеральным планам развития города 1938, 1946, 1952 годов осуществлялись комплексная застройка (со сломом старой) при общем повышении этажности, развитие левобережья (с прямоугольной планировкой по главной магистрали, идущей вдоль реки), расширение поймы реки, строительство новых районов в направлении на юго-восток к Дону, по Землянскому шоссе (левому лучу старого Митрофаньевского «трезубца»).

Население: 40 000 (1861), 84 000 (1897), 122 000 (1926), 327 000 (1939), 447 000 (1959), 660 000 (1970), 783 000 (1979), 902 000 (1992).