Волгоград, город, центр Волгоградской области, в 1 073 километрах к юго-востоку от Москвы. Расположен на изгибе нижнего течения Волги, тянется более чем на 70 километров по её правому крутому берегу. От Волгограда начинается Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина.

Климат континентальный. Средние температуры января -9,6°С, июля 24,2°С. Осадков 330 миллиметров в год. Крупный речной порт. Узел железнодорожных линий (Москва, Казань, Тихорецкая, Лихая, Астрахань) и автодорог (Тамбов, Белая Калитва, Астрахань, Саратов и другие направления). Имеется аэропорт.

Поселение известно, предположительно, с 1555 года; впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589 году. Своё название город получил от речки Царица, впадающей в Волгу; в основе названия лежат, вероятно, татарские слова «сари» - «су» - жёлтая река или «сари» - «чин» - жёлтый остров, так как русское поселение с деревянной крепостью первоначально возникло на острове Царицын и служило для обороны волжского пути на стыке («переволоки») Волги и Дона от степных кочевников и разбойничьих шаек, бродивших по Волге. В начале XVII века Царицын сгорел; вновь построен в 1615 году на правом берегу Волги воеводой М. Соловцовым. Под защиту крепости становились торговые и посольские суда Персии, Бухары, Индии и других стран. В 1606 году при Лжедмитрии I городом завладели волжские казаки, провозгласившие здесь одного из своих товарищей царевичем Петром, сыном царя Фёдора Иоанновича; отсюда казаки намеревались идти на Москву, но смерть Лжедмитрия изменила их решение. В 1667-1672 годах царицынский гарнизон принял сторону Степана Разина. В 1691 году в Царицыне учреждена таможня, здесь шла оживлённая торговля солью и рыбой. В 1707 году донские казаки под предводительством Василия Булавина и Игнатия Некрасова взяли город, но скоро были изгнаны прибывшими из Астрахани войсками правительства. В 1722 году и 1723 году город посетил Пётр I и подарил его своей супруге Екатерине I. В 1727 году Царицын был снова истреблён пожаром. В 1731 году в связи с учреждением волжского казачества Царицын был сильно укреплён и стал центром военной линии от Волги к Дону. В 1768-1769 годах город посетили академики И.И. Лепёхин, П.С. Паллас, С.Г. Гмелин, составившие описание Царицына, его окрестностей и природных ресурсов края. В 1774 году город два раза был осаждён Е.И. Пугачёвым, но без успеха. В 1708 году Царицын приписан к Казанской губернии, с 1719 года к Астраханской губернии, с 1773 года в Саратовском наместничестве. С 1780 года уездный город Саратовского наместничества (затем - губернии).

В начале XIX века в городе возникла мелкая промышленность (3 кирпичных, 2 свечных, горчичный и пивной заводы). Через Царицын пролегли 5 почтовых дорог: московская, астраханская, саратовская, черкасская и царёвская. В 1862 году вступила в строй Волго-Донская железная дорога (Царицын - Калач-на-Дону), в 1879 году на Грязи и далее на Москву, в 1897 году на Северный Кавказ (через Тихорецк), в 1900 году на Донбасс. В Царицыне находились агентства многих пароходных компаний. В 1880 году вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы «Нобель» и строились крупнейшие в России нефтехранилища. Развиваются судостроение (керосиноналивные баржи большой ёмкости), была развита деревообрабатывающая промышленность. В начале XX века в городе действовали свыше 230 фабрик и заводов (15 лесопильных, 2 мукомольных, 4 чугунолитейных и механических, 5 горчичных и солемольных и другие предприятия), банки, банкирские конторы. Быстрый рост города в конце XIX века отразился на его внешнем облике: появилось много новых домов, магазинов, гостиницы, рестораны, несколько клубов. Город был телефонизирован. В 1913 году в Царицыне появился трамвай; в центральной части установлены первые электрические фонари; были открыты 10 православных церквей и 1 лютеранская, православный женский монастырь, мужская и женская гимназии, ремесленное и городское училища, 2 общественные библиотеки, 5 типографий, 2 больницы, 2 амбулатории, земская лечебница для животных, общество врачей, бактериологическая лаборатория, метеорологическая станция; проводились 3 летние ярмарки, а также базары, особенно оживлённые зимой. Торговля носила транзитный характер: с Волги шли грузы по железным дорогам в Центральную Россию, на Дон и Предкавказье; главные предметы торговли: нефть, керосин, хлеб, лесоматериалы, рыба, соль, летом - арбузы; многочисленные грузы шли по реке. В городе в разное время бывали учёные В.В. Докучаев, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, писатели М. Горький, А.И. Куприн, В.Г. Короленко, художники Г.Г. и Н.Г. Чернецовы, композитор П.И. Чайковский. Большими культурными событиями были гастроли актёров М.Г. Савиной, М.П. Садовского, А.И. Южина, П.Н. Орленева, М.В. Дальского, Ф.И. Шаляпина. В 1858 году проездом в Царицыне побывал французский писатель Александр Дюма.

Во время Гражданской войны 1918-1920 годов в Царицыне происходили ожесточённые бои. С 1920 года Царицын - центр Царицынской губернии. В 1925 году город был переименован в Сталинград. В 1928 году центр округа в составе Нижневолжской области, в 1932 году центр Нижневолжского края. В 1934 году, после разделения Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром Сталинградского края. С 1936 года Сталинградский край преобразован в Сталинградскую область. В годы первых пятилеток были реконструированы старые и построено свыше 50 новых заводов, в том числе первый в стране тракторный (1930), СталГРЭС, судоверфь. В 1940 году в Сталинграде насчитывалось 126 предприятий.

Во время Великой Отечественной войны на подступах к городу и в самом городе с 17 июля 1942 года по 02 февраля 1943 года происходила одна из важнейших битв 2-й мировой войны - Сталинградская, ставшая переломным этапом. В 1961 году город переименован в Волгоград.

Современный Волгоград это - один из крупнейших промышленных центров Поволжья. Главные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка (Производственные объединения: «Волгоградский тракторный завод», «Волгограднефтемаш» и другие предприятия; заводы: буровой техники, измерительной аппаратуры, судостроительный и другие предприятия), чёрная металлургия (заводы: «Красный Октябрь», трубный, сталепроволочно-канатный и другие предприятия) и цветная металлургия (в том числе алюминиевый завод), химическая промышленность (Производственное объединение «Каустик» и другие предприятия), нефтехимическая промышленность, промышленность строительных материалов (заводы: железобетонных изделий, кирпичный, гипсовый, керамический), деревообрабатывающая промышленность (мебельно-деревообрабатывающий завод), лёгкая промышленность (обувная и трикотажная фабрики, кожевенный завод и другие предприятия), пищевая промышленность (мясокомбинат; консервный, маргариновый, молочный заводы; кондитерская фабрика. Волгоград - мощный энергетический узел, состоящий из Волжской ГЭС, Волго-ГРЭС (работает на природном газе, поступающем по газопроводу с севера страны), ТЭЦ-2 (работает на отходах нефтеперерабатывающего завода). Внутригородской транспорт: автобусное, троллейбусное и трамвайное (в центре Волгограда действует метротрам - трамвайные линии проходят под землёй) сообщение; северный и южный районы связаны с центром электричками и речными судами. В Волгограде действуют - Волгоградский университет; аграрный и педагогический университеты. Институты: политехнический, медицинский, инженерно-строительный, управления, физической культуры; факультет Нижегородского института инженеров водного транспорта; филиалы: Всероссийского заочного финансово-экономического института, Московского коммерческого университета. Функционируют свыше 20 научно-исследовательских институтов. Работают театры: Новый экспериментальный, музыкальной комедии, кукольный, юного зрителя, филармония, цирк, симфонический оркестр, зал органной музыки, планетарий. Работают музеи: музей-панорама «Сталинградская битва», обороны Царицына, краеведческий, изобразительных искусств, музыкальных инструментов.

Город был почти полностью разрушен в 1942-1943 годах, в послевоенные годы выстроен заново. По генеральному плану 1945 года сохранил исторически сложившуюся линейную систему планировки, причём прибрежная часть была освобождена от промышленных сооружений, складов и прочих построек, отрезавших жилые районы от реки. На северо-востоке город замыкает Волжская ГЭС (в городе Волжском), на юго-западе - Волго-Донской судоходный канал, построенный в 1952 году. Центр современного Волгограда образован системой площадей и бульваров, размещённых по одной оси перпендикулярно Волге, - привокзальная площадь, улица Гоголя, площадь Павших борцов, Аллея Героев, завершённая пропилеями и парадной гранитной лестницей, спускающейся на набережную (1952-1953). Остальная территория города разделена на районы, связанные продольными транспортными магистралями. С 1958 года ведётся застройка микрорайонами.

В ознаменование победы в Битве на Волге в Волгограде в 1963-1967 годах создан памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане (скульптор Е.В. Вучетич). На склонах кургана разбит парк. Исторические места Волгограда - Дом Павлова, площадь Павших борцов, площадь Победы. На западной окраине города создан заслон из зелёных насаждений, сдерживающий силу горячих летних ветров.

Население: 1 130 000 (1799), 6 700 (1861), 56 000 (1897), 67 700 (1902), 84 300 (1920), 445 000 (1939), 591 000 (1959), 815 000 (1970), 929 000 (1979), 1 005 000 (1992).