Владивосток, город, центр Приморского края, в 9 302 километрах к востоку от Москвы. Расположен амфитеатром на сопках южной оконечности полуострова Муравьёва-Амурского, вокруг бухты Золотой Рог и вдоль восточного побережья Амурского залива Японского моря.

Климат муссонный. Осадков около 690 миллиметров в год, большая часть выпадает весной и летом, часты тайфуны, осень - лучшее время года: солнечная, безветренная и тёплая. Зима короткая малоснежная и холодная. Средние температуры января -14°С, июля 24°С. В окрестностях Владивостока леса из кедра, пихты, лиственницы, дуба, берёзы, клёна, липы, ясеня; встречается маньчжурский орех, виноград (дикий) и другие растения. Порт на Тихом океане. Конечный пункт Транссибирской железнодорожной магистрали. Автомагистраль Владивосток - Хабаровск. Имеется аэропорт международного значения. Владивосток - крупнейший город Дальнего Востока.

Район Владивостока был исследован русскими мореплавателями в 50-х годах XIX века. В 1860 году на берегу глубоководной и закрытой от ветров бухты Золотой Рог командой русского парусника «Маньчжур» был основан военный пост, получивший название «Владивосток». С 1862 года он официально именуется портом, который с начала 1870-х годов занял ведущее место на Тихом океане. В 1871 году во Владивосток была переведена (из Николаевска-на-Амуре) главная база Сибирской военной флотилии. Построены и усилены береговые батареи. Для подготовки штурманов и судовых механиков было открыто мореходное училище. Развитие судостроения и других отраслей промышленности сопровождалось увеличением роли Владивостока как административного центра. Постоянная пароходная линия связала Владивосток с Петербургом и Одессой в 1879 году. В 1880 году Владивосток (с полуостровом Муравьёв-Амурский) был выделен в особое «военное губернаторство» и признан городом. С 1888 года Владивосток центр Приморской области. В 1897 году построена железная дорога Хабаровск - Владивосток, в 1903 году открылось прямое железнодорожное сообщение с Москвой по Великой Сибирской железнодорожной магистрали. В конце XIX века в городе действовали: 2 православные и протестантская церкви; мужские и женские училища, богадельня, морской госпиталь, лазарет сухопутных войск и другие заведения; заводы - механический (при порте), 2 пивоваренных, 5 кирпичных и 2 известковых; 3 паровые мукомольные мельницы; 4 паровые лесопильни.

Главную роль в жизни города играли судоходство и торговля. В порт Владивостока приходили коммерческие суда, а также китайские и корейские шлюпки и джонки. Торговля находилась главным образом в руках иностранцев. Ввозились: мука, рис, чай, сахар, напитки, мануфактурные, бакалейные товары; вывозились: морская капуста, панты, древесина, крабы, сушёная рыба, трепанги и другие товары. В 80-90-х годах XIX века Владивосток постепенно превращается в место сосредоточения русской культуры на Дальнем Востоке. В 1883 году начала издаваться первая в крае газета «Владивосток». В 1884 году возникло Общество изучения Амурского края, в 1890 году открыт музей Общества. Владивосток стал центром экспедиционных работ русских путешественников и учёных - Н.М. Пржевальского, С.О. Макарова, В.К. Арсеньева, В.А. Комарова (впоследствии президента Академии Наук СССР). В 1899 году во Владивостоке открыт Восточный институт. После установления советской власти в 1917 году в городе неоднократно менялись правительства. В апреле 1918 года во Владивосток высадились военные десанты японских, американских и английских войск. Во время мятежа Чехословацкого корпуса (май - ноябрь 1918 года) к власти во Владивостоке пришло Временное сибирское правительство, позже - адмирал А.В. Колчак. В январе 1920 года власть перешла к областной земской управе, где решающую роль играли большевики. В 1920 году Владивосток стал центром партизанской борьбы с японцами. В декабре 1920 года власть перешла к Приморскому областному управлению Дальневосточной республики (ДРВ). В 1922 году Владивосток в составе ДРВ вошёл в РСФСР.

Современный Владивосток это - важный промышленный центр. Развито машиностроение, в том числе судостроение и судоремонт; производство оборудования для рыбной и деревообрабатывающей промышленности, горно-шахтного оборудования (заводы: «Дальзавод», «Дальприбор», «Радиоприбор», «Металлист», инструментальный и другие предприятия). Действуют предприятия пищевой промышленности (рыбокомбинаты, мясокомбинат, кондитерская фабрика и другие предприятия), производства строительных материалов (завод железобетонных конструкций и многие другие). Владивосток - база рыбного промысла и добычи морепродуктов. Работают Дальневосточный университет и Дальневосточный технический университет; Дальневосточная морская академия; Дальневосточные институты: искусств, коммерческий, технической рыбной промышленности и хозяйства, технологический бытового обслуживания; медицинский институт, Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова, Приморский филиал Русского географического общества, Дальневосточный научный центр Российской Академии наук, Тихоокеанский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства (ТИНРО) и океанографии, Тихоокеанский институт географии. Функционируют театры: драматический, юного зрителя, кукольный, филармония. Работают музеи: Дальневосточного пароходства, Тихоокеанского флота, ТИНРО, краеведческий, минералогический, картинная галерея, объединённый музей имени В.К. Арсеньева (в том числе дома-музеи В.К. Арсеньева, К.А. Суханова и другие музеи), океанариум.

Въезд во Владивосток венчает колонна с моделью парусника «Маньчжур». Многоэтажные кварталы города с террасированными и крутопадающими улицами располагаются по склонам сопок, спускающихся к морю. Глубоко и причудливо вдающееся в сушу море придаёт городу своеобразный, неповторимый облик. Поверхность полуострова Муравьёва-Амурского гориста, в меридиональном направлении тянутся цепи отрогов Сихотэ-Алиня; небольшие низменности встречаются лишь по долинам коротких и мелководных речек, широко разливающихся при прохождении тайфунов. Высшая точка города - гора Орлиное Гнездо (214 метров). Здесь установлена ажурная 180-метровая телевизионная башня, у подножия горы находятся телецентр и Дом радио. С сопки открывается панорама города и порта, на юге видны полуостров Голдобина и узкая полоса полуострова Шкота, прикрывающие вход в бухту Золотой Рог, лесистые берега бухты Диомид и Улисс. На западе - Амурский залив, в северной части Владивостока, на склонах сопок и в долине Первой Речки, среди жилых кварталов возвышаются корпуса промышленных предприятий, за ними располагается искусственное озеро Чан, далее - новые жилые микрорайоны, застроенные 5-, 9- и 12-этажными домами, и проспект 100-летия Владивостока.

Вдоль бухты Золотой Рог - исторического центра Владивостока - на многие километры протянулись причалы и склады торгового и рыбного портов, доки и цеха судоремонтных заводов. Сообщение между частями города осуществляется сухопутными и морскими трамваями, автобусами, троллейбусами, электропоездами, в «высотный» района Голубиной Пади из центра города можно подняться на фуникулёре. Ряд улиц (в том числе главная - бывшая Американская, ныне Ленинская, длиной 3,5 километра) проложен ещё по плану 1868 года. До 1880 года Владивосток застраивался одноэтажными деревянными домами, позже каменными, с 1906 года строительство велось по типовым проектам, в 1905-1919 годах проводились работы по благоустройству города. С 1939 года и с 1954 года Владивосток застраивался по плану реконструкции, построены крупные общественные и административные здания. В 1960 году принято постановление «О развитии Владивостока» (генеральный план), по которому на берегах бухты Золотой Рог и Амурского залива создан новый городской центр. Планировка новых районов проводится с учётом сложного рельефа территории. Построены: морской вокзал (1965), Дом культуры (1967) и другие общественные сооружения. Установлены памятники: «Борцам за власть Советов» (1961, скульптор А.И. Тенета), морякам торгового флота (1967, скульптор О.А. Иконников).

Удобные пляжи, высокая концентрация солей в морской воде и целебные грязи на дне залива Углового способствовали формированию в пригороде Владивостока курортной зоны. Вдоль железной дороги и шоссе тянутся полосой курортные посёлки: Чайка, Седанка, Санаторная, Океанская, Сад-город. В районе Санаторной разместился Ботанический сад (165 гектаров).

Население: 14 500 (1890), 107 900 (1926), 206 500 (1939), 397 000 (1959), 558 000 (1979), 648 000 (1992).