Свободный, город в Амурской области, областного подчинения, районный центр, в 167 километрах к северу от Благовещенска. Расположен на юге Амуро-Зейской равнины, на правом берегу реки Зея (приток реки Амура). Транспортный узел; две железнодорожные станции (Свободный и Михайло-Чесноковская) на линии Чита - Хабаровск. Речной порт. Перевалочная база грузов железнодорожного и водного транспорта. Узел автодорог. Имеется аэропорт.

Основан в 1912 году как Алексеевск (в честь наследника престола) в связи с сооружением Амурской железной дороги и железнодорожного моста через реку Зею, рядом с переселенческой станцией Суражевкой (основана в 1901 году переселенцами Суражского уезда Черниговской губернии), вошедшей в состав Алексеевска. В 1917 году город Алексеевск переименован в Свободный.

Современный Свободный - это второй по величине и значению город Амурской области. Действуют завод «Автозапчасть», вагоноремонтный завод, электроаппаратный завод, литейно-механический завод, завод строительных деталей, завод железобетонных изделий, завод силикатных стеновых материалов. Свободный ремонтно-эксплуатационная база речного флота (в составе порта). Действуют мебельная фабрика и швейная фабрика; предприятия пищевой промышленности (мясокомбинат, хлебокомбинат, маслодельный завод, пивозавод). В Свободном располагается Амурская геологоразведочная экспедиция, Амурское производственное золотодобывающее объединение («Амурзолото»).

Работает учебно-консультационный пункт Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта.

Действует Народный театр при Дворце культуры железнодорожников, Краеведческий музей, Геологический музей при Амурской геологоразведочной экспедиции.

Город вытянут с северо-запада на юго-восток и разделён на две части - возвышенную северо-западную, расположенную на склоне долины Зеи, и низменную юго-восточную на высокой пойме Зеи. Низменная часть - основной промышленный район, здесь же находятся речной порт и вокзал детской железной дороги. Наряду с современными многоэтажными домами сохранилось много одноэтажных деревянных домов.

Население: 10 000 (1926), 44 000 (1939), 56 000 (1959), 63 000 (1970), 75 000 (1979), 81 300 (1992).