Ростов-на-Дону, город, центр Ростовской области. В 1 226 километрах к юго-востоку от Москвы. Расположен на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на правом берегу реки Дон, в 10 километрах от её впадения в Азовское море.

Климат умеренно континентальный. Зима мягкая; средняя температура января -7°С. Лето тёплое, продолжительное, с преобладанием солнечной погоды; средняя температура июля 23°C. Осадков около 500 миллиметров в год. Крупный транспортный узел - «ворота Кавказа». Узел железнодорожных линий (Воронеж, Донецк, Батайск и далее на Кавказ) и автомобильных дорог (в том числе автомагистрали (Москва- Воронеж - Ростов-на-Дону, Киев - Харьков - Ростов-на-Дону, Ростов-на-Дону - Баку). Морской и речной порт. Имеется аэропорт.

На месте будущего города, готовясь к Азовским походам (1695, 1696) останавливался Пётр I. В 1749-1750 годах на реке Дон, выше места впадения в нет реки Темерник, у урочища Богатый колодезь, по указу императрицы Елизаветы Петровны были основаны Темерницкая пограничная таможня и порт. В 1761 году началось строительство крепости, названной именем святого Димитрия, митрополита Ростовского (канонизирован в 1709 году). В доме коменданта Ростовской крепости в 1777 году и 1783-1784 годах жил А.В Суворов, бывший в то время командиром Кубанского корпуса. К концу XVIII века, с присоединением к России Причерноморья крепость потеряла своё стратегическое значение. Образовавшееся из крепостных предместий-форштатов поселение в 1796 году было преобразовано в город; в 1806 году официально утверждено его название - Ростов-на-Дону. Позднее (уже в XX веке) в черту Ростова-на-Дону вошел город Нахичевань-на-Дону, основанный в 1778 году переселёнными сюда, но указу Екатерины II крымскими армянами. С 1797 года Ростов-на-Дону - уездный город Новороссийской губернии, с 1802 года Екатеринославской губернии; с 1887 года в составе Области войска Донского (с 1888 года окружной центр).

В 1-й половине XIX века Ростов-на-Дону - крупный торговый город на юге России. В 1860 году общий товарооборот городской торговли составлял свыше 25 000 000 рублей. Торговля велась главным образом зерном, семенами масличных культур, шерстью, салом, маслом и другими сельскохозяйственными продуктами. Большая часть товаров вывозилась за границу. С середины XIX века Ростов-на-Дону становится также крупным промышленным центром и важным транспортным узлом юга России. В 1846 году в городе был построен чугунолитейный завод (ныне судостроительной и судоремонтный завод «Красный Дон»). В 1853 году открылась табачная, в 1870 году бумажная фабрика. В 1859 году начал действовать машиностроительный завод, изготовлявший паровые шхуны, паровые котлы, насосы. В 1870 году Ростов-на-Дону был соединён железной дорогой с Харьковом, в 1871 году с Воронежем, в 1875 году с Владикавказом. В начале 1890-х годов в Ростове-на-Дону возникли механический завод, радиаторный завод, маслобойный завод и другие заводы, а также многочисленные мукомольные предприятия. В 1896 году в городе построена электростанция, в 1898 году завод сельскохозяйственных машин (ныне культиваторный завод «Красный Аксай»).

К началу XX века в Ростове-на-Дону насчитывалось около 140 промышленных предприятий, числилось свыше 14 500 фабрично-заводских рабочих. Ростовский порт по объёму грузооборота (главным образом вывоз зерна, железа, леса) занимал одно из первых мест на юге страны. В период навигации здесь было занято свыше 15 000 рабочих. Общий торговый оборот города доходил до 5 000 000 000 рублей в год. Функционировали 16 иностранных консульств, в том числе США, Великобритании, Франции.

В годы Гражданской войны власть в Ростове-на-Дону неоднократно менялась. В декабре 1917 года город захватили войска генерала А.М. Каледина. С марта по май 1918 года Ростов-на-Дону был центром Донской советской республики. В начале мая 1918 года в город вступили немецкие оккупационные войска, затем Ростов-на-Дону занимали войска генерала А.И. Деникина. В январе 1920 года в Ростов-на-Дону вошли части 1-й Конной армии. С 1924 года Ростов-на-Дону - центр Северо-Кавказского края, с 1934 года Азово-Черноморского края, с 1937 года центр Ростовской области. В 1920-1930-е годы в Ростове-на-Дону реконструируются и расширяются старые промышленные предприятия, создаются новые - химический завод (построен в 1924-1925 годы), завод «Ростсельмаш» (построен в 1926-1931 годы) и другие предприятия. В 1920-е годы вводится в эксплуатацию первая в стране теплоэлектроцентраль.

В период Великой Отечественной войны район Ростова-на-Дону и сам город были ареной ожесточённых боёв. Немецко-фашистские войска дважды овладевали городом - в 1941 году (21-29 ноября) и с 24 июля 1942 года по 14 февраля 1943 года.

Современный Ростов-на-Дону - это крупный промышленный, культурный и научный центр юга России. Главные отрасли промышленности - машиностроение, пищевкусовая промышленность, лёгкая промышленность, химическая промышленность. Предприятия города выпускают свыше половины всех производимых в России зерноуборочных комбайнов (Производственное объединение «Ростсельмаш»), а также тракторные культиваторы, вертолёты, подшипники, технологическое оборудование для лёгкой промышленности (завод «Легмаш») и пищевкусовой промышленности (Производственное объединение «Ростпродмаш»), кузнечно-прессовое оборудование, радионавигационную аппаратуру, часы, электробытовые приборы, электрические инструменты, речные суда, газовую аппаратуру, средства оргтехники. В Ростове-на-Дону традиционно развита пищевкусовая промышленность; широкой известностью пользуется продукция местных табачной и кондитерской фабрик. Действуют мясокомбинаты, винные и консервные заводы. Действуют предприятия химической промышленности (цинковые белила, резинотехнические изделия и другая продукция). Развита лёгкая промышленность (кожевенно-обувная фабрика, трикотажная фабрика, швейная фабрика). Действуют предприятия деревообрабатывающей промышленности, строительных материалов, фабрика клавишных инструментов и другие предприятия.

Основное место в грузообороте Ростовского порта (по тоннажу) занимают лес, руды металлов, минерально-строительные грузы, промышленные и продовольственные товары, сельскохозяйственная продукция.

В Ростове-на-Дону работают университет, технический университет, академия строительства; архитектурный институт, институт инженеров железнодорожного транспорта, институт механизации сельского хозяйства, сельскохозяйственный институт, медицинский институт, музыкально-педагогический институт, педагогический институт, институт народного хозяйства, институт автоматизации и технологии машиностроения, факультет Нижегородского института инженеров водного транспорта, филиал Московского института инженеров гражданской авиации, филиал Московского коммерческого университета, филиал Всероссийского заочного института пищевой промышленности. Работает Северо-Кавказский научный центр высшей школы; научно-исследовательский институт биологии, научно-исследовательский институт нейрокибернетики, научно-исследовательский институт физической и органической химии, научно-исследовательский институт механики и прикладной математики, гидрохимический научно-исследовательский институт, научно-исследовательский институт рентгенологии, онкологический научно-исследовательский институт. Действуют около 40 проектных и проектно-конструкторских институтов, в том числе Государственные институты по проектированию: заводов комбайновой промышленности, заводов энергетического машиностроения, предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, заводов строительного и дорожного машиностроения.

Работаю драматический театр имени М. Горького, театр юного зрителя, театр музыкальной комедии, театр кукол, цирк. Работают областной краеведческий музей, музей изобразительных искусств (коллекция русского искусства).

Прямоугольная сеть улиц сформирована по регулярным генеральным планам городов Ростова-на-Дону и Нахичевани (оба - 1811 года). Нахичевань застраивалась 2-этажными домами из керченского камня и известняка-ракушечника; в центре сложилась базарная площадь с собором (1780-е годы, приписывается архитектору И.Е. Старову). В застройке конца XIX - начала XX веков выделяются здания так называемого Городского дома (1896-1899 годы, архитектор А.Н. Померанцев), городского театра (1896 год, архитектор А.Б. Любимов), Госбанка (1910 год, архитектор М.М. Перетяткович), Волжско-Камского банка (1900 год, архитектор А.Н. Бекетов), педагогического института (1912 год, архитектор И.Е. Черкесиан) и другие здания и сооружения. В 1920-1930-х годах строились жилые посёлки трамвайщиков (1924), водников (1926), Новый Быт (1928), Гигант-I и Гигант-II (1930-1931) и другие, реконструировались главные магистрали и площади. Среди крупных общественных зданий - Дом Советов (1929-1934 годы, архитектор И.А. Голосов), Театр имени М. Горького в форме трактора (1930-1935 годы, архитекторы В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх).

Город сильно разрушен в период Великой Отечественной войны. Восстановлен в 1944-1945 годах (реконструкция центральной части - архитектор В.Н. Семёнов). Центр получил широкий выход к Дону, созданы набережная, парки, скверы. По новому генеральному плану развития города (1971) сформированы новые жилые районы, построены административные и общественные здания. Установлены памятник С.М. Кирову (1939 год, скульпторы 3.М. Виленский, В.В. Баринов), памятник Карлу Марксу (1959 год, скульптор М.С. Альтшулер, архитектор М.А. Минкус), памятник A.С. Пушкину (1959 год, скульптор Г.А. Шульц, архитектор М.А. Минкус).

Население: 120 000 (1897), 308 000 (1926), 510 000 (1939), 600 000 (1959), 789 000 (1970), 934 000 (1979), 1 027 100 (1992).