Новочеркасск, город в Ростовской области, областного подчинения, в 51 километре к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Расположен на правом возвышенном берегу реки Аксай (правый рукав Дона), при впадении в неё реки Тузлов. Железнодорожная станция на линии Лихая - Ростов-на-Дону. Узел автомобильных дорог; близ Новочеркасска проходит автомагистраль Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону.

Основан в 1805 году войсковым наказным атаманом М.И. Платовым как новый административный центр Земли (с 1870 года Области) войска Донского вместо Черкасска (ныне станица Старочеркасская), затоплявшегося ежегодными весенними разливами Дона. Разработку регулярного плана Новочеркасска и руководство строительством города осуществлял военный инженер Ф.П. Деволан; прямые широкие улицы и большие площади хорошо вписывались в рельеф местности. В XIX веке Новочеркасск был средоточием политической жизни донского казачества. Развитию торговли и промышленности в городе препятствовал «высочайший указ» (1840), запрещавший покупать в Новочеркасске недвижимость и землю «неслужилому» населению; войсковое правление запрещало строительство промышленных предприятий ближе чем в 20 верстах от города. В конце 1860-х годов эти ограничения были отменены.

К концу XIX века в Новочеркасске насчитывалось 28 небольших предприятий (чугунолитейный завод, лесопильный завод, кирпичные заводы, пивоваренные заводы, винокуренные заводы и другие предприятия). В 1870-х годах, с постройкой железнодорожных линий Миллерово - Ростов-на-Дону, Новочеркасск был соединён с железнодорожной сетью России. В 1908 году население города достигло 51 300 человек (в том числе лиц казачьего сословия - 24 600 человек). В начале XX века Новочеркасск становится важным центром образования и культуры Дона. В городе были открыты атаманское техническое училище, духовная и учительская семинарии, юнкерское казачье училище, кадетский корпус, институт благородных девиц, военно-фельдшерская школа, 3 мужские, 4 женские гимназии и другие средние учебные заведения, в 1907 году Донской политехнический институт (первое высшее учебное заведение на Дону), в 1915 году Донской ветеринарный институт.

В годы Гражданской войны Новочеркасск был центром антибольшевистски настроенного казачества, неоднократно служил ареной боёв. В конце 1920-х годов Новочеркасск становится городом студентов. В начале 1930-х годов здесь действовали 14 вузов и техникумов, в которых обучалось около 10 000 студентов. В 1930-е годы в Новочеркасске построены паровозостроительный завод, станкостроительный завод, реконструируются завод горно-бурового оборудования, дроболитейный.

Город сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны; был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 25 июля 1942 года по 13 февраля 1943 года.

С Новочеркасском связана жизнь донского историка В.Д. Сухорукова; в Новочеркасской гимназии учился геолог и географ И.В. Мушкетов; в Новочеркасске жил художник-баталист М.Б. Греков.

Современный Новочеркасск - это крупный промышленный центр Ростовской области. Главные отрасли - машиностроение и химическая промышленность. На базе бывшего паровозостроительного завода создано Производственное объединение по производству электровозов. Действуют Производственное объединение «Магнит» (производство постоянных магнитов); машиностроительный завод имени Никольского (производство горного оборудования), завод нефтяного машиностроения, станкостроительный завод, электродный завод, завод синтетических продуктов (исходное сырьё - природный газ), химический завод и другие предприятия. Развиты предприятия пищевкусовой промышленности (мясной завод, мукомольной завод, винодельческий завод). Действует завод силикатного кирпича.

Близ Новочеркасска действует Новочеркасская государственная районная электрическая станция (мощностью 2 400 кВт). Открыты Научно-исследовательские и проектно-конструкторские учреждения, в том числе научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электровозостроения. Действуют государственный проектный институт электротехнической промышленности, Северо-Кавказский зональный ветеринарный институт. Работают Политехнический институт, Донской инженерно-мелиоративный институт (станица Персиановка), Высшее военное училище связи. Работает Драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской (с 1825 года). Работает Музей истории донского казачества (открыт в 1899 году; в экспозиции - история донского края, реликвии донского казачества, произведения русских и западно-европейских художников), Дом-музей художника-баталиста М.Б. Грекова, Дом-музей художника И.И. Крылова (родился в Новочеркасске и провёл в нём большую часть жизни).

Центральная часть Новочеркасска расположена на возвышенном месте (урочище Бирючий Кут) и застроена по регулярному плану начала XIX века (3 широких проспекта с бульварами, соединённые площадями, от которых радиально расходятся улицы). Весь архитектурно-планировочный комплекс объединён высотной доминантой Вознесенского кафедрального войскового собора (1805-1905 годы, архитектор А.А. Ященко), расположенного на площади Ермака с памятником Ермаку (1904 год, скульптор В.А. Беклемишев, по проекту М.О. Микешина) и памятником походному атаману Я.П. Бакланову (1911). На въездах в город в 1816-1817 годах сооружены 2 триумфальные арки в память Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русских войск в 1813-1814 годах. На Азовской площади находится Михайло-Архангельская церковь (1870) в духе эклектики. Рядовая застройка XIX века - каменные и деревянные особняки в стиле ампир, часто с комплексом усадебных построек (конюшни, провиантские склады, каретные сараи и другие строения). Среди памятников архитектуры 2-й половины XIX века: войсковая гауптвахта (1856), атаманский дворец (1863), здание кадетского корпуса (1889), здание Мариинской женской гимназии (1885), здание духовной семинарии (1883), здание Донского музея (1899), Александро-Невская церковь в русско-византийском стиле (1891-1896). В начале XX века построены многочисленные особняки в стиле модерн («Дом с совой», 1910 год).

Близ Новочеркасска находится хутор Малый Мишкин, родовое имение атамана М.И. Платова (1751-1818).

Население: 52 000 (1897), 62 000 (1926), 81 000 (1939), 123 000 (1959), 162 000 (1970), 183 000 (1979), 188 300 (1992).