Николаевск-на-Амуре, город в Хабаровском крае, краевого подчинения, районный центр, в 977 километрах от Хабаровска. Расположен на левом берегу Амура, в 80 километрах от его впадения в Амурский лиман, в 582 километрах от железнодорожной станции Комсомольск-на-Амуре. Речной и морской порт. Имеется аэропорт.

Основан в 1850 году русским мореплавателем адмиралом Г.И. Невельским как военно-административное поселение (Николаевский пост). Благодаря удобному географическому положению город в короткий срок приобрёл важное экономическое и политическое значение на Тихоокеанском побережье. В 1855 году в Николаевск перенесён порт из Петропавловска-Камчатского, а в 1856 году, при образовании Приморской области, стал областным центром. В 1872-1873 годах порт был перенесён во Владивосток. До 1880 года центр Приморской области (в состав которой входили Камчатка и Сахалин). В городе проживало 4 400 человек, главным образом регулярные войска; был застроен преимущественно деревянными домами. Имелось 2 церкви, гостиный двор, общественное собрание, больница, церковно-приходская школа.

В Николаевске была развита рыбопромышленность. В Николаевском мореходном училище в 1858-1865 годах учился адмирал С.О. Макаров. В городе бывали путешественники Н.М. Пржевальский и В.К. Арсеньев, писатели А.П. Чехов и А.А. Фадеев. В нём служили создатель первого русского самолёта А.Ф. Можайский, полярный исследователь Г.Я. Седов.

В годы Гражданской войны на территории Николаевска шли бои, город был сожжён партизанами в июле 1920 года, впоследствии отстроен заново. В 1926 году переименован в Николаевск-на-Амуре. До 1929 года уездный город, до 1934 года центр Николаевского округа, в 1934 году Нижне-Амурской области.

Современный Николаевск-на-Амуре - это промышленный и культурный центр Северного Приамурья. Ведущие отрасли - обслуживание рыбной промышленности и судоремонт; действуют предприятия пищевой промышленности (рыбокомбинат, колбасная фабрика и другие предприятия). Работает Краеведческий музей. Установлен обелиск и памятник Г.И. Невельскому.

Население: 5 700 (1897), 7 500 (1926), 31 100 (1959), 33 800 (1979), 36 500 (1992).