Кяхта, город, районный центр в Республике Бурятия, у границы с Монголией, в 235 километрах к югу от Улан-Удэ. Расположен в Забайкалье, на Селенгинском Среднегорье, в 35 километрах к востоку от железнодорожной станции Наушки на линии Улан-Удэ - Улан-Батор. Автомобильное сообщение с Улан-Удэ.

Современный город образован в 1934 году в результате объединения города Троицкосавск и торговой слободы Кяхта. В 1727 году российский дипломат граф Савва Лукич Владиславич-Рагузинский заключил с Китаем Буринский договор, определивший южную границу России с Китаем. Началось строительство Новотроицкой крепости, ставшей в 1770-х годах оживлённым поселением, не вмещавшим всех желающих здесь поселиться. За её стенами, западнее Селенгинской дороги, возник город Троицкосавск, названный от сочетания наименования крепости (Троицкая) с именем дипломата. В 1823-1851 годах был заштатным городом, с 1851 года окружным городом, с 1901 года уездным городом. Троицкосавск располагался вдоль реки Кяхта, в окружении гор. После подписания Кяхтинского договора (1727) об условиях торговли России и Китая заложен торговый форпост на берегу реки Кяхта южнее Троицкой крепости, где проходил самый короткий путь в Пекин. Форпост был назван по реке Кяхта (от бурятского «хяагта» - пырей, пырейное место). С 1743 года Кяхтинский форпост стал торговой слободой (в Китай вывозили меха, сукно, кожи, листовое железо и другие товары, из Китая - ревень, шёлк, бархат, сахар-леденец, предметы прикладного искусства и другие товары). С конца XVIII века здесь проходил знаменитый «чайный путь». В 1792 году сюда из Иркутска была переведена таможня. Торговые обороты Кяхты-Троицкосавска к середине XIX века составляли 30 000 000 рублей в год. В Троицкосавске действовало отделение Русско-Азиатского банка. В 1851 году Кяхта была единственной слободой в России, получившей право быть самоуправляемой. В 1861 году Кяхта-Троицкосавск официально включён в Список городов Российских. В XIX веке Кяхта-Троицкосавск – один из крупных культурных центров Сибири. Здесь было 9 учебных заведений, содержавшихся на средства купечества. В 1835 году по инициативе русского китаеведа Н.Я. Бичурина открылась школа китайских переводчиков, в 1876 году Алексеевское реальное училище и другие учреждения. В 1862 году вышла первая забайкальская газета «Кяхтинский листок», в 1887 году открыта первая публичная библиотека. В 1890 году по инициативе ссыльных народовольцев И.И. Попова и Н.А. Чарушина создан Краеведческий музей. В 1894 году открыто Троицкосавско-Кяхтинское отделение Приамурского отдела Русского Географического общества. После открытия пути в Китай через Суэцкий канал (1869) и постройки Китайско-Восточной железной дороги (1903) Кяхта потеряла значение главного пункта торговли с Китаем и стала центром русской торговли с Монголией. В 1915 году в Кяхте было подписано русско-китайско-монгольское соглашение (Кяхтинское) об автономии Внешней Монголии.

В 1920-1921 годах Кяхта - центр деятельности Д. Сухэ-Батора (1893-1923), монгольского политического и государственного деятеля. В 1921 году в Кяхте происходил I-й съезд Монгольской Народно-революционной партии. Кяхту в 1773 году посетил русский естествоиспытатель П.С. Паллас, в 1830 году изобретатель и востоковед П.Л. Шиллинг, завершивший здесь работу над изобретением первого в мире электромагнитного телеграфного аппарата. В Кяхте начинались и заканчивались путешествия знаменитых исследователей Азии - Н.М. Пржевальского, Г.Н. и А.В. Потаниных, Д.А. Клеменца, П.К. Козлова, Н.М. Ядринцева, Г.Ц. Цыбикова, В.А. Обручева, которые останавливались у кяхтинского купца-мецената А.М. Лушникова. Здесь бывали декабристы Н.А. и М.А. Бестужевы, К.П. Торсон, И.И. Горбачевский, И.И. Пущин, С.П. Трубецкой и С.Г. Волконский с семьями. В Кяхте родился учёный-агрохимик Д.Н. Прянишников.

В современной Кяхте действуют прядильно-трикотажная фабрика, хлебозавод, пивоваренный завод и другие предприятия. Работают Краеведческий музей имени В.А. Обручева и другие музеи. Функционирует планетарий.

Современный город Кяхта сохранила облик и характерную застройку сибирского купеческого города. Строительство Кяхты в XVIII-XIX веках производилось главным образом по трём магистралям, сходившимся в центре, где находятся городской сад и классицистический Троицкий собор (1812-1817). На главной улице были сооружены каменные здания, остальные улицы застраивались деревянными домами. В XIX веке на территории Кяхты-Троицкосавска был возведён ряд зданий в стиле классицизма, в том числе Воскресенская церковь (1838), Успенская церковь (1857), Гостиный двор (1842), дом Курбатова (1820-е годы). Сохранился дом купца А.М. Лушникова (середина XIX века). Установлены памятники членам Троицкосавского Совета: 1600 политзаключённым, зверски замученным в Красных казармах в 1919-1920 годах; путешественнице А. В. Потаниной.

Население: 18 300 (1992).