Киренск, город, районный центр в Иркутской области, в 710 километрах к северу от Иркутска. Расположен при впадении реки Киренга в Лену, в 295 километрах к северо-востоку от железнодорожной станции Лена. Речной порт. Имеется аэропорт.

Киренск основан как зимовье в 1630 году в устье реки Киренга казаками из отряда В. Бугра, до 1665 года называлось Никольским погостом, затем Киренским острогом. Находясь на торгово-транспортном пути из Илимска в Якутск, острог был значительным торговым пунктом (в 1650 году здесь учреждены ярмарка и таможня). В 1639 году Е.П. Хабаров построил близ Киренска соляную варницу. В 1762 году в Киренске проживало 152 человека. С 1775 года Киренск город, с 1783 года уездный город, с 1822 года окружной город Иркутской губернии. В конце XIX века в Киренске насчитывалось 250 жилых строений, в том числе одно каменное, имелись 2 церкви, мужской Свято-Троицкий монастырь, были открыты 2 магазина (хлебный и семенной), больница, приходское училище для мальчиков, женская прогимназия. Основным занятием населения было земледелие, в том числе огородничество и заготовка сена; многие уходили на золотые прииски.

Через Киренск по Лене проходили многие научные экспедиции (Г.Ф. Миллера, И.Г. Гмелина, С.П. Крашенинникова, Ф.П. Врангеля, П.А. Кропоткина, И.Д. Черского, В.А. Шишкова). С XVIII века Киренск служил местом ссылки; сохранился дом, в котором жил декабрист В.М. Голицын.

В современном Киренске действует судоремонтный завод; деревообрабатывающий комбинат, предприятия пищевой промышленности (в том числе ликёро-водочный завод). Работает Краеведческий музей.

Центральная часть города расположена на острове, образованном Леной, Киренгой и её протокой; с материковой частью связана дамбой (1969); застроена в основном деревянными домами. Сохранилось здание бывших винных складов (1906-1912). Современные микрорайоны расположены на левом берегу Лены и правом берегу Киренги. На левобережье Лены над городом возвышается Красноармейская (или Соколиная) гора, с её вершины открывается вид на город-остров.

Население: 2 300 (1897), 4 700 (1926), 14 400 (1959), 16 200 (1979), 16 500 (1992).