Глазов, город, в Удмуртии, республиканского подчинения, районный центр, в 180 километрах к северо-западу от Ижевска. Расположен в Приуралье, на реке Чепца (приток реки Вятки). Железнодорожная станция на линии Киров - Пермь. Имеется аэропорт.

Известен с XVIII века как удмуртская деревня Глазовская; с 1780 года город в составе Вятского наместничества. Застраивался по утверждённому в 1784 году генеральному плану радиальной системой улиц вокруг главной площади («в виде глаза»). Дореволюционный Глазов был одним из самых глухих уездных городов России, местом политической ссылки. В 80-х годы XIX века здесь отбывал ссылку В.Г. Короленко (по его воспоминаниям, Глазов представлял собой два-три каменных здания, остальное всё деревянное. И ничего, что должно быть в настоящем городе: ни фабрик, ни заводов). С завершением строительства железнодорожной линии Пермь - Вятка - Котлас в городе оживилась торговля. В начале XX века здесь насчитывалось 102 торговых предприятия с оборотом в 1 400 000 рублей, Глазов стал заготовительным и торговым центром льноволокна, кудели, пакли, овса, кож; промышленность была представлена спиртоводочным заводом (1901) и лесозаводом (1911).

В современном Глазове развиты машиностроение и металлообработка (заводы: Чепецкий механический, химического машиностроения, ремонтно-механический, «Металлист» и другие предприятия), производство строительных материалов (Удмуртский завод строительных материалов и «Стройкерамика»), лесная и деревообрабатывающая промышленность (леспромхоз; 2 лесхоза; мебельная фабрика), лёгкая промышленность (фабрики: швейная и швейно-трикотажная) и пищевкусовая промышленность (мясо комбинат, хлебокомбинат, комбинат хлебопродуктов и маслодельный комбинат; ликёро-водочный завод). Работают Педагогический институт, Краеведческий музей.

В XIX - начале XX веков город застраивался деревянными домами, богато украшенными резьбой, и 2-3-этажными кирпичными домами с архитектурными деталями в стилях необарокко и модерн. В советское время был разработан генеральный план, по которому строительство жилых и общественных зданий осуществлялось в основном по типовым проектам. В 1970-1990-х годах строились преимущественно 9-14-этажные типовые дома.

Население: 3 500 (1897), 6 600 (1926), 16 000 (1939), 59 000 (1959), 81 000 (1979), 106 800 (1992).