Дмитров, город в Московской области, областного подчинения, районный центр, в 65 километрах к северу от Москвы. Расположен на реке Яхрома (бассейн реки Волги) и канале имени Москвы, в месте, где река Яхрома выходит за пределы Клинско-Дмитровской гряды на Приволжскую низменность. Железнодорожная станция на линии Москва - Кимры. Шоссейными дорогами связан с Москвой, Большой Волгой, Талдомом, Клином, Сергиевым Посадом. Порт на канале имени Москвы.

Дмитров основан в 1154 году князем Юрием Долгоруким на месте древних славянских поселений как форпост Владимиро-Суздальской земли; назван князем по второму (христианскому) имени сына Дмитрия (будущего князя Всеволода Большое Гнездо). В начале XIII века отошёл к Переяславлю, находился в орбите междоусобных войн. В 1301 году в Дмитров прошёл княжеский съезд. В 1-й половине XIV века Дмитров входил в состав Галицко-Дмитровского княжества. С 1364 года в составе Московского княжества, с конца XIV века - центр удельного княжества, в середине XV века отошёл к великокняжеским владениям. В XV - 1-й половине XVI веков Дмитров - один из крупнейших городов Русского государства, важный торговый центр (основные товары - соль, рыба, хлеб). В 1610 году захвачен отрядом Я. Сапеги и разорён. Со 2-й половины XVII века начинается экономический подъём Дмитрова, который ко 2-й половине XVIII века по хозяйственному развитию вышел на одно из первых мест среди городов Подмосковья (к концу 1770-х годов действовали 5 кожевенных, 5 солодовенных заводов, 5 мельниц, гончарный завод, изготовлявший печные изразцы; развивалось текстильное производство). С 1781 года уездный город Московской губернии.

К началу XIX века дальнейшее развитие получило возникшее в Дмитрове в последней трети XVIII века производство лент и позументов, до конца XIX века наиболее развитой оставалась текстильная промышленность. В 1898 году был открыт чугунолитейный завод И.М. Галкина. С открытием в 1900 году Савёловской железной дороги (от Москвы до станции Савёлово, близ города Кимры) Дмитров, расположенный на середине пути, приобрёл значение важного транзитного пункта. К 1912 году крупнейшими предприятиями города были суконная и ткацкая фабрики. Развитию Дмитрова, изменению его функций способствовало строительство канала Москва - Волга (начато в 1932 году; систематическая навигация с 1937 года). В городе располагалось Управление строительством, были созданы предприятия по производству строительных материалов и ремонту техники.

В современном Дмитрове ведущее место занимает машиностроение, представленное заводами фрезерных станков и экскаваторным. Развиты также лёгкая промышленность (швейное объединение «Юность», трикотажно-перчаточное объединение и другие предприятия) и производство строительных материалов (завод мостовых железобетонных конструкций, домостроительный комбинат). Действуют фабрика офсетной печати, завод алюминиевой консервной ленты. Работает Историко-художественный музей (открыт в 1918 году в Успенском соборе; в его организации участвовали П.А. Кропоткин, живший в Дмитрове в 1918-1921 годах, и историк М.Н. Тихомиров, работавший научным сотрудником музея).

В центре Дмитрова, к юго-востоку от Яхромы, сохранился земляной вал Городища домонгольской эпохи (периметр около 1 километра, высота около 15 метров). На Городище - монументальный 4-столпный 5-главый Успенский собор (между 1509 и 1533 годами), украшенный уникальными изразцовыми композициями: круглым барельефом с изображением святого Георгия Победоносца (диаметр около 3 метров) у южного портала и 2 барельефами с изображением Распятия в закомарах южного и северного фасадов; в интерьере - резной иконостас конца XVII века с иконами XVI-XVIII веков. К востоку от Городища расположен 2-й по значению архитектурный комплекс города, ансамбль известного с 1462 года Борисоглебского монастыря: 4-столпный одноглавый собор с декоративным поясом в верхней части фасадов и перспективными порталами (около 1537 года); «Святые ворота» с Никольской церковью (1672-1687); ограда с небольшими шатровыми башнями (1685-1689).

Радиальная структура городской планировки, сложившаяся вокруг Городища, в XVIII веке была в значительной степени заменена типовой, геометрически правильной сеткой кварталов, появились постройки в стиле барокко: Казанская церковь в бывшем селе Подлипичье (1735), Введенская церковь в Заречье (1766 год; в интерьере находится резной иконостас XVIII века) с многоярусной, увенчанной шпилем колокольней (1786, 1832), оригинальная по композиции 2-этажная 3-светная Троицко-Тихвинская церковь (1794 -1801). В конце XVIII - XIX веках город застраивался зданиями в стиле раннего классицизма (главный дом городской усадьбы Толчёновых - Тугариновых в Заречье, 1785; Сретенская церковь, 1814) и ампира (деревянные дома Клятовых, 1822; дом Новосёлова, 1842, и другие строения). Интенсивное жилищное строительство, развернувшееся в 1960-х годах, затронуло и исторический центр города, однако некоторые улицы сохранили свой архитектурный облик и рядовую застройку XIX - начала XX веков. В 1970-х годах новые жилые микрорайоны возникли на северо-восточной и северной окраинах города.

Живописные окрестности Дмитрова принадлежат к числу излюбленных мест отдыха в Подмосковье. Вблизи Дмитрова расположены известные ещё в прошлом кустарно-промысловые сёла Астрецово (производство металлической игрушки), Костино (изделия из стекла), Орудьево (позументный промысел) и другие. В 18 километрах к северу от Дмитрова находится посёлок Вербилки с Дмитровским фарфоровым заводом (ныне Акционерное объединение «Фарфор Вербилок»), основанным в 1766 году Ф.Я. Гарднером, с 1891 года принадлежал М.С. Кузнецову. С XVIII века на заводе изготовлялись художественные сервизы (в том числе «орденские», по заказу императорского двора), статуэтки и другие изделия, в 1830-1840 годах выпускались изделия из фаянса и опака. В советское время завод реконструирован и расширен.

Население: 4 500 (1897), 6 400 (1926), 34 000 (1959), 44 000 (1970), 57 000 (1979), 65 800 (1992).