Благовещенск, город, центр Амурской области, в 7 985 километрах к востоку от Москвы.

Расположен на юго-западе Зейско-Буреинской равнины, на берегу Амура, при впадении реки Зеи.

Климат находится под влиянием муссонов. Средние температуры января -24,3°С, июля 21,4°С. Осадков 575 миллиметров в год. Крупный речной порт на Амуре и Зее. Конечная станция железнодорожной ветки от Белогорска на Забайкальской железнодорожной магистрали. Узел автодорог (Белогорек, Свободный, Завитинск, Райчихинск и другие населённые пункты); в 1981 году построен автодорожный мост через Зею. Имеется аэропорт.

Благовещенск - один из старейших городов Дальнего Востока. Русское поселение - Усть-Зейский военный пост - возникло здесь в 1856 году; в 1858 году в связи с закладкой церкви Благовещения переименован в станицу Благовещенская, затем - город Благовещенск, центр Амурской области. Город быстро развивался, особенно после открытия золотых приисков на севере Амурской области. В конце XIX века в Благовещенске жилые дома были главным образом деревянными, среди каменных зданий - Никольская церковь, семинария, вдовий дом. Действовали чугунолитейный, водочный, 3 пивоваренных, кирпичные заводы, мельницы. Велась оживлённая торговля - грузы доставлялись по Амуру. Город служил скотопрогонным пунктом из Забайкалья и Монголии. Были открыты школы и другие учебные заведения, больница, богадельня, военный лазарет, библиотека, типография. В начале XX века Благовещенск - центр металлообработки, золотодобычи, транспорта и торговли; появились новые здания магазинов, гимназий, особняки; была построена электростанция; развивалась пищевая промышленность.

Современный Благовещенск даёт почти 1/2 всей промышленной продукции области. Развито машиностроение: судостроение и судоремонтное оборудование для горнорудной и золотодобывающей промышленности. Действуют заводы - «Амурский металлист» (действует с 1893 года), судостроительный (1887), «Амуроэлектроприбор», электроаппаратный, «Элеватормельмаш». Предприятия по производству строительных материалов (заводы – строительных материалов, железобетонных изделий; комбинаты - асфальтовый, домостроительный). Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (спичечная фабрика «Искра», основана в 1899 году, старейшая и единственная на Дальнем Востоке; мебельная и бумажная фабрики; лесоперевалочный комбинат). Лёгкая промышленность (швейная и хлопкопрядильная фабрики, Производственные объединения «Прогресс», «Амурчанка», «Белка», «Амурские узоры» и другие предприятия). Пищевая промышленность (птицефабрика «Амурская», мясокомбинат, хлебокомбинат, молочный комбинат, кондитерская фабрика, пивоваренный и маслобойный заводы). Работают педагогический, медицинский, сельскохозяйственный, политехнический институты, два высших военных училища, старейшее на Дальнем Востоке речное училище (1899). В Благовещенске располагаются научно-исследовательские институты: Амурский комплексный Дальнего Востока, Всероссийский институт сои, Дальневосточный зональный ветеринарный, Дальневосточный проектно-технологический механизации и электрификации сельского хозяйства, физиологии и патологии дыхания Сибирского отделения Академии медицинских наук и другие. Работает Амурский областной гидрометеоцентр. Функционируют Драматический театр (с 1883 год), Краеведческий музей (1891).

С Благовещенском связаны жизнь и деятельность писателя А.А. Фадеева, художника А.Н. Яр-Кравченко, учёных В.Л. Комарова, М.И. Сумгина. Среди участников закладки города - генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв, геолог и палеонтолог Ф.Б. Шмидт; в Благовещенске бывали П.А. Кропоткин, Н.М. Пржевальский, А.П. Чехов и многие другие известные люди.

Город расположен на равнинной территории - высокой пойме и первой террасе Амура и Зеи. С северо-запада к Благовещенску подходит Амурско-Зейская равнина, обрывающаяся невысоким, но крутым уступом. Отсюда открывается красивая панорама города. Для Благовещенска характерна строго прямоугольная, поквартальная планировка. Улицы идут с запада на восток вдоль Амура и Зеи, другие - перпендикулярные к ним - с севера на юг. Набережная Амура от городского парка до речного порта забетонирована (защита от наводнений). Сохранились деревянные дома с приусадебными участками конца XIX века, кирпичные здания начала XX века. Современные здания - 5-, 9- и 14- этажные.

Население: 20 000 (1889), 33 000 (1897), 70 000 (1913), 95 000 (1959), 128 000 (1970), 172 000 (1979), 214 000 (1992).